Республиканский конкурс учебно-методических материалов по карельскому языку 2020 года
1.Аннотация к театрализованной постановке с воспитанниками старшего дошкольного возраста по карельской народной сказке «Рукавичка» педагог Тикканен Жанна Уновна
Цель: закрепление полученных знаний по карельскому языку у дошкольников путем театрализованной постановки карельской сказки «Рукавичка»
Задачи:
Образовательные:
Закрепить лексику по теме: «Приветствие», «Дикие и домашние животные»
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, активность, коммуникативные умения.
Воспитывающие:отрабатывать умение работать в команде, интерес к традиционно-бытовой культуре карелов.
Предварительная работа: знакомство детей с карельской народной сказкой «Рукавичка».На первом этапе педагог читает карельскую народную сказку «Рукавичка»на русском языке, чтобы воспитанники смогли уловить смысл сказки. Далее педагог проводить аналогию карельской сказки «Рукавичка» с русской народной сказкой «Теремок».Почему же в карельской сказке жилищем для зверюшек стала рукавица? Педагог побуждает детей к высказываниям своей гипотезы .Можно использовать сюрпризный момент(сундучок, в которой лежит зимняя рукавица охотника).Педагог показывает детям рукавицу: «Смотрите, какая большая рукавица, на меху. Такие рукавицы носят охотники Карелии зимой. Зима у нас долгая и холодная. Вспомним, как начинается сказка? Кто потерял рукавицу? Если мужичок потерял такую рукавицу, кто в нее мог спрятаться? Мышка-полевка легко могла уместиться в такой теплой рукавичке и устроить в ней свой домик-теремок. В любой сказке есть элемент волшебства, поэтому и нашей карельской сказке в Рукавичке смогли уместиться и лисичка, и волчок.
На следующем этапе педагог предлагает послушать отрывок сказки на карельском языке. Это же карельская народная сказка и бабушки рассказывали ее своим внукам на карельском языке.
-Каково звучание сказки на карельском языке? Кто-то из ребят смог услышать слова, которые мы уже знаем?- такие вопросы задает педагог после прослушивания отрывка
-Давайте, проговорим с вами названия главных героев на карельском языке- предлагает педагог детям.
Дети с педагогом повторяют названия животных на карельском языке, фразы приветствия.
На заключительном этапе предварительной работы педагог предлагает обыграть сказку «Рукавичка» на карельском языке. Далее идет распределение ролей и подготовка костюмов.
Материалы и оборудование:
Ширма, стилизованная под дом: половик, модель печи, ухват, чугунок, миска, корзина; костюмы для героев постановки
Мероприятие проводится в музыкальном зале. В ходе театрализованной постановки дети имели возможность в игровой форме закрепить полученные знания по карельскому языку.
Ссылка на источник,где размещено видео театрализованной постановки по карельской сказке
http://drive.google.com/file/d/1cTBM7EBynRIspvgWT5FPBWYEVH6e8dDh/view?usp=sharing
2. Номинация "Лучшие практики приобщения дошкольников к родной литературе"
Воспитатели: Лесонен Ирина Сергеевна, Торвинен Оксана Сергеевна
В видеоролике использована музыкальная композиция "Карельская руна" в исполнении Анны Тютрюмовой.
Цель:Знакомство воспитанников с карельской сказкой "Овод и козы"
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с карельской сказкой "Овод и козы".Закрепить лексическую тему понимания карельского языка "Домашние и дикие животные"
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, активность, коммуникативные умения.
Воспитывающие: воспитывать умение внимательно слушать текст сказки, проявлять интерес к традиционно-бытовой культуре карелов.
Чтение педагогом карельской сказки сопровождается присутствием поросенка Фунтика,который помогает вспомнить названия животных (белка,медведь,лиса) на карельском языке.Можно задаться вопросом-почему именно поросенок Фунтик? В прошлом году в рамках реализации годовой задачи по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность педагогами групп был создан Театрализованный центр "В гостях у Фунтика".Игрушка на руку "Фунтик" сопровождал воспитанников на всех мероприятиях,играл с ними и помогал ставить небольшие театрализованные постановки.Персонаж полюбился всем детям и было предложено обучить Фунтика карельскому языку.Так Фунтик первый раз посетил образовательную деятельность по ознакомлению с карельским языком.Второй год Фунтик изучает карельский язык с воспитанниками и принимает активное участие в мероприятиях в группе.Данный материал можно использовать в работе с родителями,что педагоги и осуществляют,разместив материал в группе